Он жил, как дышал.. Стремительно, уверенно, с любовью, честно, напропалую… За что его и ненавидела власть. Потому как власти самое «к лицу» не терпеть непокорных, инакомыслящих, да еще в «совке»! Его тексты, удивительно точные, как хлесты, уличали безразличие, подлость, «системность», нездоровье общества, трусость, предательство, низость духа. Его сгубили наркотические привязанности и прободная язва. Его песни продолжают звучать, а стихи не утрачивают актуальности. Вчера, 12 марта, со сцены ГДК столичный актер Дмитрий Макляков в ходе моноспектакля о жизни Высоцкого спел и прочел несколько десятков бессмертных текстов поэта, от осознания собственной обреченности и внешнего безумия мира много лет жившего без сна..
По некоторым предположениям биографов артиста, зависимости Высоцкого поощрялись «свыше», как верный способ для партийных боссов избавиться от глашатая правды, хриплый голос которого так не к месту доносился в ту пору из всех дворов былого совка. Он ушел молодым мужчиной — в свои 42. Владимир Высоцкий навсегда остался символом смысла для праведников и музыкантов, поэтов и обычных людей, которые верят в честь, достоинство и силу правды…
Спектакль длился почти два часа, в течение которых звучали исключительно произведения самого Высоцкого: тексты его песен, прозовые автобиографические отрывки, его письменные обращения к власти с просьбами устранить давление на него как на артиста и позволить ему свободно петь…
Постановка, по сути, в некоторой мере пересказала жизненный и творческий путь поэта, проследовав по нему с помощью инструмента текстов автора, основанных на пережитом самим Высоцким жизненном опыте. С дворовой босотой — в детстве и подростковом возрасте; в ходе театральной жизни уже зрелого артиста; в любовных опытах и страданиях — в период мужской зрелости. Зрители увидели и загнанного в угол Автора, стихи которого «мешали жить» чиновникам всех рангов той страны, которую Высоцкий так любил и морально-нравственное падение политсистемы которой описывал в своей остро-социальной сатирической поэзии.
Актер Дмитрий Макляков в ходе спектакля сыграл как самого Высоцкого, должно отметить, так театрально копируя тембр голоса великого автора и артиста, что мурашки бежали по коже, так и героев его стихов и прозы. Перед зрителем «вырастали» незамысловатые персонажи и тонкие герои: дворовые пацаны-делки; привлекательные женщины, которых поэту было столь сложно оставить без внимания; сумасшедшие соседи по лечебнице, где его неоднократно лечили от алкогольной зависимости; коллеги по театру и, конечно же, он сам.
Сквозь призму судеб его героев просматривалась линия жизни самого автора. Сквозь напор и смысловую бурю социальной лирики поэта угадывалась его личная трагедия — трагедия творческой жизни кумира миллионов, которому негласно запрещали петь. Высоцкий был романтиком, но, оглядываясь по сторонам, вынужден был превратиться в циника. Как и полагается подлинному Гению, он переживал безумие мира как свою собственную боль, а всю его несправедливость и человеческое малодушие, словно наказание для себя лично. От этого поэт запил. Его неистовый темперамент и органическое неприятие неблагородства в любых его проявлениях так и не приняли полумер и полужизни..
— Меня считают безумным? Но все то, о чем я пишу и говорю здесь, не имеет никакого отношения к безумию.. Мир безумен!
— Здесь все сумасшедшие… Они спят и храпят, а я пишу!
Во время спектакля прозвучали тексты из прозовых «Записок сумасшедшего», также песни «Охота на волков», «Я не люблю», «Он не вернулся из боя», «Кони привередливые», «Купола российские», «Письмо в редакцию телепередачи», «Протопи ты мне баньку по белому», «Баллада о детстве», «Песня о масках», «Братские могилы» и многие другие произведения автора.
Спектакль окончился бурными овациями зала, актера провожали стоя. Дмитрий признался, что является в большей мере не театральным, но эстрадным артистом, как и сам Владимир Семенович, и потому всегда в устном порядке благодарит своих зрителей за то, что пришли, встречно. Также, талантливый поклонник творчества Высоцкого — киевлянин Дмитрий Макляков — поблагодарил кременчугских организаторов за этот вечер и признался в глубокой приязни к их творчеству (городской театр сатиры «МО»).
Спектакль увидели в странах бывшего СНГ и ближнего зарубежья, так что кременчужане уличили чудную возможность услышать любимые песни Высоцкого в невероятно схожем голосовом исполнении киевского актера на ряду с многими поклонниками творчества Гения-бунтаря по всему бывшему Союзу.
Жизнь без сна оказалась для Высоцкого пыткой. Смерть стала пропуском в вечность. По примеру поэтов и социальных философов в одном лице — он навсегда остается жив.
Об актере и театре
Дмитрий Макляков родом из Харькова, окончил Харьковскую государственную академию культуры по специальности «Режиссёр народного театра». После окончания ВУЗа работал художественным руководителем народного коллектива. Является автором собственных стихов, музыки и моноспектаклей.
Жил и работал в Харькове, Курске, Киеве. Последнее время живет и выступает в Варшаве. Много гастролирует.
Киевский театр песни и поэзии им. В.Высоцкого — это сообщество энтузиастов и единомышленников, выступающих на разных площадках мира.
$mirnoVa