Наталья Лещенко — джазовая певица и солистка джаз-бенда «Apple Jam». Этот коллектив — настоящая кременчугская гордость. Поговорить с теми, кто любит, знает и играет джаз профессионально — всегда интересно!
Наталья, Википедия говорит нам о том, что у джаза более 20 стилистических направлений. В каком стиле работает ваш коллектив?
— Свинг, блюзы, баллады, джазовый латино, так называемый босса-нова-стиль.
Как обстоят дела с джазом в Кременчуге?
— Ты знаешь, сложновато. Кременчуг — промышленный город, в котором нет театров, филармоний, которые посещали бы жители города. Нет профильных учебных заведений (музыкальных училищ, консерваторий), где учились бы студенты, семьи которых обычно составляют культурную аудиторию, в том числе, джазовую. Кстати, пару лет назад я узнала о такой статистике: областному городу на культуру государство выделяет по гривне в год в расчете на одного жителя; а городам областного подчинения, каким является Кремень, эта сумма — до 30 копеек на одного жителя, то есть, кременчужанину положено треть культуры от уровня рядового полтавчанина. Понимаете, о чем идет речь?
Но вместе с тем, после первого проведенного нами джазового фестиваля многие люди говорили нам: «А мы и не знали, что нам нравится джаз». Полтора года назад меня встретила женщина и воскликнула «Как я рада вас видеть! Когда же будет следующий фестиваль – я жду его с таким нетерпением!» Правда в том, что джаз – он ведь РАЗНЫЙ. От блюзов и свинга до лаунжа и авангарда.
Как обстоят дела с джазом вообще, скажем, в медиа-пространстве?
— Джаз — музыка более сложная, чем рок или то, что принято называть попсой. Джаз, с его множеством разнообразных гармоний, может отражать самые тонкие оттенки человеческого состояния. Но, простую музыку люди воспринимают быстрее, она им понятней. Исходя из потребностей и сложившихся привычек своей аудитории, СМИ дают народу то, чем он, как говорится, привык «питаться». Вот и получается, что джаз остается незнакомым, мало узнаваемым, чем-то «не своим», чем-то, чего мы никогда не переживали, как опыт, полученный в медиа-мире. Пару лет назад я обошла несколько радиостанций в Кременчуге, предлагая джазовую программу на радио: всего лишь полчаса в неделю (сначала я, конечно, предлагала более частые выходы). И везде услышала потрясающий ответ: на эти полчаса мы потеряем свою публику! Возразила: но ведь вы приобретете другую, ту, которая будет ждать эту еженедельную получасовую программу. Ответ везде оказался одинаков: не интересует! Вот такой замкнутый круг получается: медиа подстраиваются «под народ» и, при и этом, не дают «народу» испробовать все разнообразие музыкальных вкусов.
Как разорвать этот круг? И возможно ли это?
— Ну во-первых, творческим людям таких городов, как наш, просто необходимо держаться вместе, ведь мы в прямом смысле можем развивать друг друга. Театральные постановки Троицкого театра, художественные выставки кременчугских художников – в этих местах вы обязательно встретите музыкантов, и наоборот, актеры и художники – лучшие зрители на наших концертах, спасибо им за это!
А во-вторых, мы как раз и занимаемся этим — разрываем «порочный» круг, развивая джаз в Кременчуге. Чтобы наш город стал джазовым, за последние 4 года мы провели 6 масштабных концертов в рамках Фестиваля «Energy» имени легендарного голливудского композитора Дмитрия Темкина (нашего земляка), а также выступили организаторами конкурса молодых пианистов-импровизаторов в 2012-2013 гг. За период с 2011 по 2014 год на этих концертах побывало порядка 5 тысяч человек, зрителей, уходящих возбужденными, иногда — восхищенными или удивленными, но никогда — равнодушными. Часто окончание концертов продолжалось в фойе общением с зарубежными джазменами. В нашем городе выступали такие маститые джазмены как Владимир Соляник, Энвер Измайлов, Андрей Кондаков, Арк Овруцкий, обладатели премий Грэмми — Марк Гросс (США), Бенито Гонсалес (Венесуэлла), Фило Машадо (Бразилия), а также Андрей Арнаутов, Игорь Гныдин, Иванка Червинская (полуфиналист Голоса Країни 2016). Это музыканты, которые представляют лучшие традиции искусства импровизации. Кременчуг пишет историю современного джаза: впервые два музыканта, которые работали с Bobby McFerrin (исполнитель — «Don’t Worry Be Happy»), на сцене ГДК сыграли вместе: Энвер Измайлов и Андрей Кондаков.
Поддерживается ли развитие джаза на госуровне?
— Нет, конечно. Любые джазовые события, фестивали, в частности, — это инициатива и затраты отдельных лиц – меценатов, спонсоров и организаторов, чаще всего, музыкантов. Например, самый крупный и качественный на сегодня джазовый фестиваль — это «Alfa Jazz Fest» во Львове, проходящий в начале июня. Организатор и, по сути, его меценат — Михаил Фридман, львовянин, сделавший карьеру в России. Скажу сразу, что Львову в этом смысле повезло: тот уровень, которого фест достиг за 5 лет, ставит его в число самых престижных музыкальных событий Украины, которое стремятся посетить как музыканты разных стилей, так и известные люди нашей страны. Это сегодня модное место, где появиться на публике – «хороший тон» для светских львиц и политических деятелей.
В Украине в целом порядка двадцати действующих джазовых фестивалей, еще почти столько же «спящих». Их организаторами выступают джазмены или состоятельные любители джаза. Мой хороший друг, «родитель и проводник» старейшего украинского фестиваля «Черкасские джазовые дни» Сергей Крашенинников (в 2016 прошел XXVII фестиваль!!!), работая много лет, сумел создать позитивный имидж своему событию, позволяющий без труда находить меценатов и спонсоров.
В нашем городе, к сожалению, спонсоров для джазфеста найти почти невозможно. Свое событие развиваем сами, я и муж Игорь. Огромное спасибо «Укрнафте», они — наш неизменный партнер, начиная с 2011 года!
Так ли обстоят дела и в среде музыкантов? Джазовых — меньшинство?
— Конечно. Хотя бы потому, что это лишь одно из направлений в музыке. Кроме того, чтобы играть джаз, нужно быть мыслящим, интуитивным музыкантом, и, кроме того, как это ни странно, знать музыкальную грамоту на высоком уровне. Почему я говорю «как ни странно»? — потому что джазовые музыканты очень часто играют без нот, меняя авторскую музыку по ходу исполнения. Создается впечатление, что это не настолько серьезно, как исполнение музыки традиционными оркестрами. Для исполнения джаза просто необходима свобода владения инструментом и техникой импровизации. Джазовый солист (это может быть как вокал, так и любой из инструментов) буквально «обпевает» полотно мелодии, которая лейтмотивом звучит в композиции, или создает свою собственную музыкальную мысль. «Неджазовым» музыкантам, чаще всего, сложно уходить от нотного текста.
Какова этика общения и работы джазовых музыкантов? Иными словами, как происходит «сыгрывание» музыкантов в коллективе?
— В джазе нет статичного солиста. В этот момент соло исполняет бас, в следующий — саксофон, потом может быть пиано или вокал. Кто солирует прямо сейчас — мы даем знать друг другу в процессе выступления глазами. Что я буду петь сегодня — я могу не знать до того, как не начну. Это и есть импровизация. Движение в рамках мелодии, но в то же самое время — ее трансформация.
Что обычно происходит на джазовых джемах?
— Джемы часто случаются после джазовых фестивалей, когда отыграна официальная программа и музыканты собираются где-нибудь в ресторанчике и играют то, о чем договариваются. Это спонтанное «общение» музыкантов без каких-либо подготовок и репетиций. Обычно в джемах принимают участие ребята из разных коллективов. В первую очередь выбирается композиция, которую знают все участники процесса. Затем она исполняется, как правило, в рамках так называемых джазовых стандартов (это около 1000 композиций джазовой классики). Поиграв и познакомившись ближе, музыканты уже могут импровизировать и уходить от классического прочтения мелодий.
Что считается правилами хорошего тона в джазовой импровизации?
— Предоставить своему музыкальному коллеге или оппоненту высказаться. Если музыкант играет — его не перебивают. Время есть для каждого. Именно так принято в джазе!
Вернемся к делам города. Расскажи, пожалуйста, о конкурсе молодых пианистов-импровизаторов имени Дмитрия Темкина, организатором и идейным вдохновителем которого ты являешься?
Конкурс международный, единственный на постсоветском пространстве в своем роде! Его поддержала вдова Дмитрия Темкина — Оливия Дуглас-Темкина, живущая в Соединенном королевстве. Женщина посетила наш фестиваль, лично побывав в Кременчуге. Кроме того, что Дмитрий Темкин был великолепным композитором и обладателем Оскара за музыку к американским вестернам, он был тапером, игравшим на пиано к видео ряду голливудских фильмов того времени. Поэтому в конкурсе обязательно есть конкурс таперов и, кстати, после участия в нашем конкурсе в 2012 году известный сегодня джазовый пианист Алексей Боголюбов стал давать концерты, используя принцип таперов.
В нашем конкурсе принимают участие музыканты, в возрасте от 16 и до 30 лет, с композиторским, я бы сказала, складом ума. К этому самому моменту в нем приняли участие ребята из Киева, Харькова, Одессы, Донецка, Полтавы, Черкасс, Александрии, а также России, Казахстана и Турции.
Какого уровня эти музыканты? Вы предъявляете к ним какие-то особые требования?
— Не каждый станет даже подавать заявку на участие в таком конкурсе, поскольку требования к участникам действительно довольно высокие. Так, по итогу первого дня, уже на завтра, каждый музыкант обязан разучить мелодию и сыграть на нее импровизацию уже на следующий день. Во втором туре конкурса участники, впервые видя видео на экране, озвучивают его своей игрой. Это невероятно сложно. Но те, кто с этим справляется — потенциальные джазовые музыканты и композиторы.
Когда состоится следующий Фестиваль?
— Планируем — на грядущий апрель. Сейчас ведем переговоры со спонсорами. Думаем, ввести в программу второго тура участие танцоров, художников или поэтов, во имя творческого симбиоза искусств.
Наталья, если бы не миссия развивать джаз в Кремне, где бы вы смогли жить?
— Франция, Испания. Мелодика языка имеет огромное значение. Я люблю французский язык в песнях. Нравится испанский, у него тоже своя романтическая аура.
Кто Ваша любимая джаз-дива, может быть, идол?
— Очень люблю Эллу Фицжеральд, Дайану Кролл, Натали Коул. А вот Билли Холидей никогда не была мне близка (может, потому что она «плохая» девочка :).
ДОСЬЕ
Коллектив «Apple Jam» был создан в 2008 году.
Его нынешний состав:
вокал — Наталья Лещенко;
фоно — Стас Легенда;
барабаны – Вадим Корнута;
бас-гитара — Владимир Долина;
саксофоны — Владислав Кривченко.
Беседовала $mirnoV@