Кременчугский художник-декоратор городской библиотечной системы Лиана Рязанова в мире искусства известна как Рязанова-Мартинес. Девушка неоднократно принимала участие в совместных выставках художников в Городской художественной галерее, а сейчас готовит персональную выставку. С неординарной художницей и культурологом GAZETA.NET.UA удалось пообщаться накануне этого знаменательного в творческой жизни автора события.
Лиана, как давно ты поняла, что ты — художник?
— Рисую с детства. Тогда меня интересовали люди, мой первый учитель по живописи Василий Яковлевич Вакуленко даже говорил, мол, станешь портретистом. В подростковом возрасте рисовала лица людей, которые мне нравились. Потом все поменялось. Зрелое, осознанное творчество началось в 2009 году. За это время я создала около семи десятков работ, которые могу показать.
По образованию ты искусствовед. Это в целом способствовало твоему развитию как художника?
— Разумеется, я окончила Харьковскую Государственную академию культуры. Искусствоведов обучали широко и всему понемногу. История искусств: живописи, театра, кинематографа, затем народоведение, культура этносов, история культуры, основы построения композиции. Так что понимание того, как грамотно строится композиция и формы, у меня, разумеется, есть.
Ты готовишься к персональной выставке. В каких выставках тебе уже довелось принять участие?
— Впервые я заявила о себе как о художнике в совместном интуитивном проекте кременчугских художников и музыкантов «Немовля», это случилось в 2012 году. В следующем году я выставлялась в составе творческой группы художников «Новая провинция» Кременчуга, а также приняла участие в весьма важной для меня совместной выставке «ГАРМОНИЯ И ХАОС». В 2014 году принимала участие в благотворительном аукционе по сбору средств для воинов АТО. В 2014 и 2015 выставлялась совместно с коллегами в Арт-пространстве «На лютеранской», «иллюстрировала» собственными картинами литературно-музыкальный перформанс «Місто звучить римою». В 2016 году приняла участие в очередной совместной выставке художников «ТЕАТР НАМІРІВ» вместе с Максимом Карюком и Ольгой Куделей.
Мой любимый вопрос — о чем твоя живопись?
— Сейчас в мировом и украинском искусстве наблюдается трендовость, связанная с социальными вопросами. Модно сооружать инсталляции и декламировать: «Остановитесь, перестаньте убивать друг друга!» Я понимаю, что в мире полно агрессии, люди болеют и умирают, царит несправедливость.. Однако, вся эта боль.. Это совершенно не то, что у меня внутри, следовательно, не то, что на полотнах. Я не безразличный человек. Просто хочу, чтобы глядя на мои работы, другие люди смотрели в свою собственную жизнь. Моя задача — вызывать эмоции.
И главный твой инструмент, как я понимаю, это цвет?
— Классическая школа живописи не принимает чистых цветов. Считается, что краски нужно смешивать обязательно. Я — не люблю рамок. В моем мире есть чистое и яркое, потому я могу увидеть голубую ель чисто голубой. могу положить чистый слой краски, выдавленной из тюбика, прямо на полотно. У меня имеется несколько работ, выполненных в чистых тонах.
Сколько времени уходит на создание одной работы?
— По-разному. От нескольких до многих часов. Но, как правило, я пишу работу в один подход. Кладу на полотно то, что чувствую, то, что носила внутри. Так я вижу свою живопись.
В каком стиле ты работаешь?
— Мне близок абстрактный экспрессионизм. Правда, это уже задача критиков — называть стили. Я даже работы предпочитаю не называть. Приходилось, когда отдавала их на выставки в галерею. Галеристки просили.. В работе я использую масло, пастель, акварель.
Считаешь себя мастером импровизации?
— В какой-то мере, я импровизирую. Читатель может подумать, что это просто. Уверяю Вас, нет. Импровизация требует мастерства и навыка. Профессионализм — умение вызвать эмоцию, даже если она неожиданная, или отрицательная, или непонятная Вам самим. Именно к этому я стремлюсь в своей работе.
Кто из художников тебе ближе прочих?
— По колористике, Фрида Кало. Я люблю яркие краски, у меня южное восприятие цвета. Мне также близко ее ощущение свободы. Фрида знала бесценную истину о том, что женщина всегда должна оставаться женщиной!
— Нет, это утратило свою актуальность в постсоветском пространстве. Если раньше Союз художников способствовал профессиональному развитию автора, оплачивал аренду мастерских, командировал на Всесоюзные конкурсы и прочее, сейчас ты все делаешь сам: аренда мастерской, покупка холстов, красок, кистей, участие в конкурсных программах — все это твоя личная ответственность. Кроме прочего, имеет место конфликт интересов представителей «старой гвардии», и новых авторов, мыслящих иначе, нестандартно, свободолюбиво, современно. Это разные поколения, разные восприятия, которые никогда не пересекутся.
Ограничен ли художник в таких организациях тематически? влияет ли на его творчество политика организации?
— Без сомнений! Общество вообще во многом не готово воспринимать свободу мышления автора. У нас принято много говорить о декоммунизации, но как освободить умы людей от стереотипов и штампов? У нас не принято признаваться: я люблю секс, я люблю жизнь! Почему? Если это здорово, зачем этого стесняться? Моя серия «Эротических пасторалей» вызвала уйму эмоций, и поверьте, комментарии далеко не всегда были позитивными.
Что для тебя критика?
— Часто люди, которые смотрят и говорят: я тоже так могу, чаще всего не сумеют повторить увиденного. Каждому свое! Меня больше беспокоят не критики, но отечественная система образования. В бывшем СНГ воспитывают ремесленников, это система, не способная распознать и поддержать свободу мышления, раскрыть Личность. Это должно измениться!
Заглавная акварель — автопортрет художницы Лианы Рязановой-Мартинес
Автор публикации $mirnoVa