Вчера, 25 января, в одном из кременчугских кафе открылась мини-выставка известной художницы Татьяны Шуляк. О перспективах мирового реализма и состоянии украинского арт-рынка мы пообщались с автором работ.
Татьяна, вы участвовали в почти двадцати всеукраинских выставках, а также, в двух международных в Киеве и Одессе, и нескольких биеннале/симпозиумах/пленерах в Венгрии, Хорватии, Китае, Болгарии и Италии. Чем жизнь художника в Украине организационно отличается от жизни автора за рубежом?
— Все так же. Художники всех стран вынуждены иметь вторую работу, чтобы писать. Дела обстоят в точности так же и в Европе. Разница лишь в том, что там есть арт-рынок. Молодых и начинающих художников творческих факультетов курируют уже с вузов, там параллельно есть отдельные сильные факультеты кураторов. Авторам организовывают выставки, их выводят в свет, на них обращают внимание ценители искусства, коллекционеры, представители модных галерей. А еще там можно пересылать работы на выставки почтой. У нас этот процесс гораздо сложнее — иногда приходится самому везти картины в Киев или куда еще.
Ваши работы находятся в приватных коллекциях США, Канады, Германии, Швеции, Дании, Японии, Испании, Норвегии, Австралии, Китая. Что вы можете сказать о тенденциях мировой живописи. Каковы они? В чем отличия школ?
— На Западе сейчас практически ушла в небытие академическая школа. Реалистическое искусство ушло на второй план, на первый, в ТОП, вышло концептуальное. Это когда главенствует идея, поясняющая зачем зрителю любоваться экскрементами в баночке, например. Такое искусство как бы говорит нам о том, что каждый может сотворить подобное «произведение». Но оно по сути — большой мыльный пузырь. Оно создано для бизнеса, ведь чем размытие границы и ценность того либо иного предмета искусства, тем проще некоторым деловитым арт-диллерам зарабатывать на сложившейся ситуации.
То есть, можно сказать, что отсутствие подлинной художественной ценности произведений и возведение ремесленничества в культ «высокого искусства» — это тренд и бич современности в одно и то же время, докатившиеся и до Украины?
— Несомненно. Однако, у славян сильная школа реализма, так что пока переживать не приходится. Кроме того, оазы высокого вкуса и уровня мастерства у художников-реалистов существуют и в Европе, например в Англии и Голландии.
Как художнику в Украине социально развиваться?
— Художник должен писать! Господи, это же такой кайф. Погружаешься в процесс работы и все трудности, связанные с тем, что государство не поддерживает живописцев и они предоставлены сами себе, как-будто уходят на второй план. А еще, конечно же можно пробовать контактировать с арт-кураторами, которые могут помочь «продвигать» и продавать ваше творчество. Художнику в какой-то момент просто необходимо быть «услышанным». Вот только найти такого куратора-профессионала в нашей стране крайне нелегко.
Что значит «предоставлены сами себе»?
— Мы сами оплачиваем участие в коллективных выставках, либо дарим свои работы галереям, в которых выставляемся. Персональные мероприятия значительно дороже. В Украине участие в одной выставке с одной работой обходится от 200 гривен. В Европе — от 50 евро, для украинских художников. Но есть надежда, что со временем все будет меняться в лучшую сторону. Она то умирает последней (смеется).
От Ваших работ исходит свет. Как Вы это делаете?
— Я уже говорила, что когда работаю — просто кайфую. Пары часов по несколько раз в неделю бывает достаточно, чтобы заполнить работами мастерскую и «очищаться» через картины. Важно, что у нас внутри. Если там свет — он окажется и на полотне.
Инсталляциями заняться не думали?
— Да, меня привлекает металл, но работа с ним громоздкая и объемная. Может быть, в будущем.. Кто знает.
$mirnoV@