Рассказать историю так, чтобы в нее поверили другие — особое искусство. Однако, как и любое другое, оно начинается с мастерства. Известно, что достижение последнего возможно посредством опыта и соблюдения свода профессиональных правил, накопленных специалистами и метрами. Написание хорошего сценария — не исключение. Чтобы разобраться, читайте материал!
Разработчик и редактор сценариев с 20-летним стажем Ивон Грейс занимается производством фильмов для BBC, CITV и ITV. Также она является создателем и руководителем консалтингового агентства для авторов, которое проводит регулярные мастер-классы и онлайновые тренинги по написанию сценариев для ТВ. Она предлагает несколько советов по созданию успешного сценарного текста.
Правильное построение «скелета» повествования, точное расположение всех его суставов и стыков позволяет нам получить по-настоящему хорошую историю. Которая в конечном итоге станет источником прибыли.
Вдохновения никогда нет в том месте, где мы его оставили…
Опыт работы над сценарием для телесериала невероятно схож с тем, который получает рекламщик.
Сценарист обязан обратиться к своей аудитории — через структуру, систему взглядов, образы, характеристики, подтекст и сам текст с хорошей сюжетной линией. Если все это будет находиться на своих местах, воздействие на публику будет эффективным, и она начнет «резонировать» вместе с вами.
Соблюдайте связку действий и мотивов героев. Если история должна иметь резонанс и оказывать действие на зрителей, сюжет должен быть подкреплен четкой мотивацией героев.
Старайтесь оказать визуальное воздействие с помощью картинки и атмосферы. География, окружающие объекты, элементы быта — все играет определенную роль, рассказывая историю на экране. Стоит проверить, что все стоит на своих местах и говорит зрителю ровно то, что вы хотите до него донести.
Учитывайте силу и актуальность диалогов. То, как говорят герои, должно подчеркивать их принадлежность к тому миру, который вы создаете. Если разговор на экране не работает на повествование или «раскрытие» героя — значит, он не нужен.
Контролируйте ход сюжетной линии. Внимание и увлеченность аудитории зависит от того, дадите ли вы своей истории «провисать» — без динамики интерес к вашему рассказу не продержится и трех минут. Но не увлекайтесь, не пытайтесь бежать быстрее поезда — смягчайте и чередуйте темп истории.
Ну и, наконец, следите за структурой сюжетной линии. Это тот самый скелет, который поддерживает вашу историю. Думайте о каждой сцене как о проходе вашего героя вдоль сюжетной линии, заставляйте зрителя следовать за вами через лес повествования.
Помните, мурашки, которые поднимаются по вашей спине, когда вы добираетесь до определенной точки повествования, заставляя героев что-то делать и говорить, в том же месте совершенно неслучайно появятся и у вашего читателя, отзовутся у каждого зрителя. В какой-то момент «искусность» и «искусство» сливаются в единое целое — так и появляются на свет хорошие сценарии для телевидения.
Мастера киноиндустрии также советуют, для того, чтобы сделать свой сценарий лучше и качественней, важно отсрочить его презентацию продюсерам. Если сценарий, на Ваш взгляд, окончен, отложите его на пару недель и вернитесь к его оценке немного позже. Иными словами, отвлекитесь от дела по его окончании для того, чтобы точнее оценить результат.
Правьте все лишнее, учитывая несоответствия. Начните со структуры. Убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия.
Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку. Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами — очистить, действия — выразить точнее. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.
Контекстные вопросы в помощь сценаристу
Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги?
Можно ли поместить сцены в более интересные локации?
Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов?
Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем?
Всем ли ясны ставки героев? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы?
Насколько герои правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?
Достаточно ли сильна мотивация у главного героя? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?
Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены?
Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента — не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории?
Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами?
Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории?
Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?
Источник TVkinoradio
Автор публикации $mirnoVa