Кременчугский художник Вадим Каторгин, долгое время живший и работавший в Москве, не первый год занимается мэйл-артом. Он коллекционирует работы художников мэй-артистов со всего мира, с которыми обменивается художественным опытом. Летом прошлого года Вадим организовал в реконструированном арт-пространстве старого кинотеатра в Приднепровском городском парке выставку работ своих зарубежных коллег. Ответы на вопросы: в чем суть мэйл-арта и кому это нужно? — в материале.
Википедия утверждает, что мэйл-арт является видом современного изобразительного искусства, применяющего почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства. Но, о чем бы не твердил Интернет, при одном взгляде на коллажные работы художников мэйл-арта понимаешь, мэйл-арт — это еще и социально-значимое направление в деятельности авторов и культурных волонтеров.
Художник мэйл-арта стремится использовать не дорогостоящие материалы для создания собственных работ, но подручные средства, которые к тому же, как правило, уже были использованы по назначению. Это могут быть не только почтовые марки и конверты с рисунками. Но и чеки, билеты, пластиковые или бумажные салфетки, стаканчики, жетоны.
Одной из целей сохранения таких предметов и использования их в создании предмета искусства состоит в том, чтобы «запомнить» место и время путешествия или социально-значимого, исторического события. Воссоздавать временной срез в фиксированном виде — это одна из задач любого вида искусства. Потому превращение «отжившых свое» бытовых предметов повседневного обихода в коллажное полотно — считается искусством.
Художники всего мира отправляют друг другу такие «послания счастья». Потому такой вид арта и называется mail, с английского дословно — письмо. Суть в том, чтобы создать работу и передать ее дальше, другому автору, который что-то в нее привнесет, что-то добавит. Каждый последующий автор, получая заветный конверт, будет видеть рисунок, созданный коллективом художников до него, поочередно, а на конверте такого послания могут громоздиться марки городов разных стран мира. Именно так произошло с работами, которые Вадим Каторгин открыл кременчужанам и которые сейчас храняться в его частной коллекции.
Символы мэйл-арта часто абстрактны и могут быть понятны не всем. Художники советуют воспринимать мэйл-арт как эмоциональную, интуитивную весточку, а на подобные картины смотреть «сердцем». Не сложно отметить, что стилистика работ художников из разных стран и культур может угадываться и часто проглядывается в таком мэйл-арт коллаже.
В коллекции Вадима Каторгина есть работы, присланные художнику авторами из США, Бразилии, Европы и Японии.
Работы самого Вадима изготовлены, как правило, из бумаги, полиэтиленовых или пластиковых остатков вещей бытового назначения, как то чеки, марки, банкноты или упаковки для продуктов, привезенных автором, скажем, из Индии. Работы Вадима «регистрируют» историю его путешествий, и даже историю нашей страны. Среди прочих имеется работа, посвященная киевскому Майдану.
Вадим также неоднократно проводил для кременчужан мастер-классы по мэйл-арту. Он же рассказал нам о существовании в мире музея мэйл-арта, и о том, что данный способ арт-коммуникации возник в 50х в результате роста потребности людей к общению на расстоянии. Так, создателями мэйл-арта по праву считаются основатель Нью-Йоркской школы корреспонденции Рей Джонсон и Дик Хиггинс, которые впервые использовали открытку, как средство самовыражения. К превращению мэйл-арта в независимую сеть авангардизма примкнула и жена Джона Леннона — художница Йоко Оно.
Часто мэйл-арт работы выражают не только личностный взгляд художника на волнующие его темы, но и являются рупором для акцентуации общественного внимания на важных вопросах, требующих разрешения.
Все работы, представленные на фото, находятся в частной коллекции кременчугского художника Вадима Каторгина.
Автор материала — $mirnoVa