Художник перформансов из Югославии, много лет живущая и работающая в Нью-Йорке, она посвятила искусству всю свою жизнь. Женщина с несложившимся личным опытом счастливой любви и философ, осознавший вершины смысла о жизни и духе, она неповторима, всегда шокирующа и тревожна. Она утверждает: «Вы остановите жизнь, и все, что движется в этой жизни, само к вам придет!» и, вероятно, все-таки знает о чем говорит. Только взгляните. Проделывать и повторять, не имея морально-эстетической устойчивости и необходимой физически-социальной и психологической подготовки не рекомендуется. Однако, задуматься над увиденным не будет лишним, и, вполне возможно, даже окажется полезным. Она правда что-то знает. И тем, что поняла, делится с миром — нужно только услышать.
Абрамович известна своими провокационными и даже шокирующими, абсолютно неожиданными и не укладывающимися в рамки общественных стандартов перформансами. Посредством них она стремится в первую очередь прожить личный опыт, развивающий ее саму и ведущий к сути вещей; во-вторых, передать его другим, рассказать о нем, показать его, поделиться им. Ее провокации не столько передают форму явлений, как стремятся раскрыть их внутреннее состояние, даже то, которое скрыто от осознания. И они — определенно не для слабонервных или закомплексованных.
У Марины Абрамович уйма поклонников и последователей по всему миру, включая голливудских знаменитостей. Она — икона стиля и концепта. Художники повторяют ее опыты обнаженных перформансов и «переглядок» или движения в пространстве с ограниченной возможностью видения. Это приводит многих в восторг, особенно самих участников подобных опытов. Последние утверждают, что таким образом приходят к пониманию того, что жизнь можно замедлить, можно влиять на процессы восприятия себя и мира, контролировать течение времени, и что подобные категории — всего лишь иллюзия, общепринятая человечеством за единицу Абсолюта.
Философия Марины направлена не только внутрь Личности, на ее развитие и полет над условностями физических и химических способностей организма. Суть представлений художницы почти всегда еще и остро социальна. Она рассматривает такие болезненные для общества категории как агрессия, неприятие или отрицание подлинной человеческой природы, напыщенность, извращенность вкусов, социальная несправедливость в каких-либо ее проявлениях.
У Абрамович всегда много эмоций, обнаженного тела и крови. Выглядит шокирующе, часто — и воспринимается противоречиво, из-за сплошь клишированных канонов социума, на которые повсеместно указывает художница. Однако, революционеры вкуса и современной арт-философии следуют направлениям, указанным Абрамович, которая давно стала трендом мирового арта.
Мы расскажем вам о самых известных и вошедших в историю яркого и концептуально-определяющего арта прошлого века перформансах Марины Абрамович. Готовы?
Ритм 0
Марина Абрамович в одном из самых знаменитых перформансов взяла себе максимально пассивную роль, отдав инициативу в руки зрителям. Каждый мог выбрать что-то из 72 предметов, лежащих на столе, причиняя неподвижной художнице боль, наслаждение, унижая ее и угрожая ей. Агрессия нарастала со временем, и под конец шестичасового перформанса в дело едва не пошел самый опасный предмет — ружье.
Отношения в пространстве
Абрамович и художник Улай (их 12 лет связывали отношения и работа), обнаженные, соприкасались и били друг друга до изнеможения.
Imponderabilia
Человеку, который хочет попасть на выставку, приходится протискиваться между двумя обнаженными людьми, стоящими в дверном проеме.
Смерть себя
Абрамович и Улай 20 минут дышали воздухом друг друга через рты, пока один из них не потерял сознание от нехватки кислорода.
Отношения во времени
В течение 17 часов Абрамович была связана волосами со своим возлюбленным.
AAA-AAA
Снова Абрамович в паре с Улаем: на этот раз они исступленно кричат друг на друга.
Энергия покоя
В течение 4 минут Абрамович держит лук, а Улай — стрелу, нацеленную ей в сердце, и натянутую тетиву. Динамики транслируют тревожное биение ее сердца и его сбивчивое дыхание. Любая неосторожность может быть смертельной.
Балканское барокко
Абрамович перемывала гору костей в память о жертвах войны у нее на родине, в Югославии.
Обнаженная со скелетом
Абрамович пролежала бок о бок с натуралистичным скелетом больше 700 часов.
В присутствии художника
Несколько суток (более 700 часов) художница сидит неподвижно за столом, а зрителям предлагалось по очереди занимать место напротив и смотреть ей в глаза.
Относительно событий на Востоке Украины, Абрамович также высказала свою позицию абсолютно прозрачно и четко. Она создала фотосессию для украинского VOGUE, в которой передала весь эмоциональный ужас и абсурд происходящего.
Источник публикаций перформансов Абрамович — www.timeout
Автор и редактор — $mirnoV@