Кременчужан призвали быть медиаграмотными, предложив рабочие инструменты

в "Без рубрики"

Вчера, 8 июля, в Кременчугском информационно-просветительском центре Евроклуб «Простір Ідей» прошел медиа-тренинг для журналистов и потребителей медиа-продукта. В его рамках эксперт из Сум Алла Федорина рассказала кременчужанам о различиях информирования и пропаганды, а также о том, как распознать медиа-манипулирование или фейк. Обучение стало бесплатным для всех желающих не быть обманутыми в медиа-пространстве кременчужан.

Как не стать информационной марионеткой, живя в современном медиа-мире и активно взаимодействуя в соцсетях? Ответ на этот вопрос существует. Его поиски стали главной задачей тренинга. Итак, первое, на чем сосредоточила свое внимание эксперт, преподаватель журналистики и глава Сумского пресс-клуба Алла Федорина, стало отличие процесса информирования от пропаганды.

stars

В результате дискуссии выяснилось, что информирование всегда основано на фактах, его целью является получение или передача знаний, оно сбалансировано и опирается на множество информационных источников. В то время, как пропаганда имеет совершенно противоположные характеристики. Она основывается не на фактах, но на авторитете отдельных личностей, искривляет подачу фактов, непременно пытается влиять на мнения и вызывает бурные эмоции. Эмоциональность пропаганды является основой ее манипуляции.

MiAMMei

Признаки информирования, помимо множественных ссылок на различные источники информации, заключаются еще и в нейтральном тоне сообщения, а также в отсутствии эмоциональности используемых иллюстраций.

В то же время, пропаганда грешит отсутствием ссылок на достоверные источники, использованием линейной или двухуровневой передачи информации. Последняя осуществляется через публичные авторитеты, как то звезды шоу-бизнеса, кино, политики. К пропаганде, кстати говоря, относятся реклама, pr и даже социальная реклама. Пропаганда, в отличии от информирования, никогда не оставляет выбора, она буквально навязывает только один вариант восприятия либо решения поставленных задач, тем самым искривляя мировоззрение потребителя.

bezymyannyy

Эксперт также посоветовала журналистам быть сознательными и соблюдать этические и профессиональные стандарты, разделив последние на два уровня. К первому Алла отнесла наличие в материалах информационного повода, оперативности, общественной значимости освещаемой темы, ответов на вопросы — кто? что? где? когда? и как?

Ко второму уровню стандартов качественного журналистского материала эксперты относят: баланс мыслей и точек зрения, оперативность, точность и достоверность их изложения, полнота подачи фактов и  отделение фактов от комментариев.

social-media-icons-background_23-21474912801

Поговорили и о «джинсе» — заказных материалах в прессе, часто не отличающихся высоким качеством подачи. Среди отличительных черт такого неприятного в медиа явления выделили следующие: продвижение интересов одного человека или группы лиц, организации или группы организаций; присутствие идентичного материала в других средствах массовой информации; ссылки в статьях на некомпетентных в теме экспертов; описание исключительно позитивных сторон товара или предмета статьи; протокольные, «паркетные» материалы о встречах чиновников в рамках рабочих визитов, например, не отражающие социальной значимости.

Однозначной «джинсой» и непрофессионализмом является объединение в один материал различных несопоставимых тем, призывы к действиям, эмоциональная окраска сообщений, использование слухов, некритичность и обобщенность материалов.

Напоследок Алла поделилась секретом добычи «реальной» информации на электронных ресурсах (всевозможных информационных порталах и новостных сайтах) от психолога Олега Покальчука, брата известного украинского писателя Юрия Покальчука.

— Не забывайте, стоящая инфа обнаруживается в три клика! Все что Вы ищите дольше, имеет высокую вероятность оказаться фейком.

Также эксперт  дала точное определение информационному фейку, как умышленной сманипулированной новости, фикции — по сути.

12063289_521924244628874_5073293813110535529_n-800x500_c

Быть медиаграмотным сегодня — задача крайне важная для осознанного потребителя. В мире, где по последним подсчетам социологов, ежедневно на каждого из нас из информационного пространства обрушивается около 60 тысяч брендов, ценно ориентироваться в том, где и зачем Вас могут обманывать! А для этого, порою, по мнению эксперта Аллы Федориной, достаточно выяснить, кто является олигархическим владельцем того или иного средства массовой информации.

В этой связи, наработка критического мышления была и остается основной задачей медиаграмотного человека!

На заметку*

Сумской пресс-клуб организован на базе Украинского образовательного центра реформ при поддержке Академии украинской прессы. Тренинги и проекты по медиаграмотности пресс-клуба проводятся при участии «StopFake» и «Інтерньюз — Україна».

Иллюстрации к материалу — из свободного доступа в сети Интернет

Автор текста $mirnoVa

1 Comment

  1. Действительно, тема актуальная. Весьма печально наблюдать, когда вроде бы грамотные и образованные люди активно обсуждают и, более того, распространяют очевидно фейковые новости. Но это не самое страшное. Простите за выражение, информационный шлак, вещаемый современными СМИ, ежедневно выливается на головы граждан. Проанализировав исходящую информацию, нетрудно проследить изменения общественного мнения, сознания, настроения. Информация — великая сила управления и подчинения. Как говорил Натан Ротшильд «кто владеет информацией, тот владеет миром»…

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

*

5 × один =